“ДЮНА”, фильм Дени Вильнёва
Посмотрела.
Нууу… Фильм мне понравился — он красивый, очень голливудский, с хорошим актёрским составом, с хорошей операторской работой и прекрасной музыкой Ханса Циммера.
Я смотрела и думала — почему в фильмах такого рода космические корабли всегда такие квадратно-уродливые?
По содержанию. Понятно, что книга и её экранизация это совершенно разные вещи, и я понимаю, что ещё будут вторая и третья части. Но “Дюна” (первая) — это как если бы “Войну и мир” попытались рассказать в книжке на сотню страниц.
Кстати, у Фрэнка Герберта доктор Кайнс, планетолог Арракиса, — мужчина, белый, с длинными волосами песочного цвета и редкой бородой, а Гарни Холлик — уродливый, нескладный человек.
А теперь вернёмся к книге.
Точнее, к моему “есть вопросики”.
Они у меня были не только к именам, но и к тому как в ней перемешаны иудаизм, ислам и христианство.
Объясню на примере одежды.
Вот если взять “Аватар”, в котором тоже целый новый мир, свой язык и свои верования — это как костюм, из дорогих тканей, идеально подогнанный по фигуре и сшитый на заказ. В этом костюме тебе красиво, уверенно и очень комфортно. А “Дюна” — тоже костюм, и тоже сшит на заказ, и тоже от хорошего портного. Но вроде он и мерки снимал, и опыт у него есть, и ткани хорошие, но тебе в этом костюме неудобно и постоянное ощущение, словно из него торчат булавки.
“Дюна” (книга), тем, как в ней всего намешано, напомнила мне дедушку.
У моего дедушки была страсть. Он любил покулинарить. Если он приходил домой очень поздно (после обильных возлияний), когда все уже спали, он доставал все блюда, что находил приготовленными, и перемешивал их в одной кастрюле. Наутро домочадцев ждал сюрприз, который невозможно было есть. Всё надо было готовить заново, но дедушка бывал очень доволен))
По тому, к чему у меня возникли вопросики, я и решила, что Герберт американец, т.е. человек выросший в стране без собственной культуры и традиций.
#Дюна_2021
Продолжим про "Дюну"
Попалась интересная статья. Приведу из неё несколько отрывков.
"Так же как и Боб Рингвуд, при разработке дизайна мундиров Атрейдесов художники новой «Дюны» обращались к военной форме Романовых, разместив в соответствии с книжным описанием красного ястреба (символ Дома Атрейдес) над нагрудным карманом герцога Лето.
Примечательно, что на военной форме Атрейдесов отсутствуют какие-либо видимые застежки, пуговицы и молнии. Родоначальник этой идеи — создатель «Звездного пути» Джин Родденберри, который считал, что в будущем эти приспособления не понадобятся. Поэтому все застежки на одежде потайные.
Русский след есть и в рубашке Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе). Ее Жаклин Уэст частично срисовала с косоворотки Омара Шарифа из «Доктора Живаго» Дэвида Лина. Только в мире будущего вместо пуговиц — магниты. Вообще, художница признается, что многое почерпнула из голливудской экранизации романа Пастернака."
Это уже про "Дюну" Дэвида Линча:
"В военной форме Атрейдесов явно читаются отсылки к мундирам членов российской императорской семьи Романовых (прозрачная параллель между династиями, обреченными на гибель). Да и в образе прекрасной леди Джессики (Франческа Аннис) можно найти отсылки к портретам Александры Федоровны."
1. Атрейдесы при полном военном параде
2. Иван Крамской. Портрет императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, 1885 год
3. Леди Джессика
4. Александр Маковский. Портрет императрицы Александры Федоровны, 1914 год
https://www.kinopoisk.ru/media/article/4005232/
P.S. И при том, что при создании формы герцога вдохновлялись военной формой Романовых, весь антураж этой сцены, военные, их форма и их построение, знамёна и ястреб Атрейдесов на них, ужасно напоминают мне нацистские войска.
Это при том, что формой СС они вдохновлялись при создании формы сардаукаров (по их словам)
"Для элитных имперских бойцов, сардаукаров — белые бронескафандры с красными знаками различия, зловеще светящимися в темноте. По словам Уэст, одним из референсов для нее стала униформа членов СС." (это из той же статьи)
Вообще, художников по костюмам я стала гуглить, потому что мне показалась странной обувь леди Джессики (Ребекка Фергюсон), в которой она прибыла на Арракис.
Ещё интересное из статьи
"По признанию Жаклин Уэст, образ загадочной Чани (Зендея) — девушки из пророческих снов Пола — во многом вдохновлен знаменитой фотографией юной афганской девочки по имени Шарбат Гула. Ее пронзительный снимок был сделан журналистом Стивом Маккарри во время Афганской войны в лагере беженцев на территории Пакистана. В поисках изображений пустынь и их обитателей художница перебирала свою коллекцию старых журналов National Geographic и наткнулась на июньский номер 1985 года, на обложке которого как раз и была размещена фотография «афганской Моны Лизы». Уэст даже повесила ее над своим рабочим столом."